В.А. Моцарт. К моей любимой женушке.
Констанца Моцарт, вероятно, одна из самых непопулярных женщин в истории музыки. По прошествии неполных двухсот лет каких только обвинений не бросали в ее адрес искусствоведы, литераторы, музыканты! Она представлялась кокеткой, пустышкой, поверхностной, туповатой, неспособной вести домашнее хозяйство. Ее упрекали в супружской измене, усиленно намекали на то, что Франц Ксавер на самом деле - не сын Моцарта. Некоторые приписывали фрау Моцарт соучастие в убийстве собственного мужа.
Но именно ей посвящал Моцарт свои нежные, полные любви письма: "Моя любимая женушка," писал он в 1789 году" Я пользуюсь возможностью, чтобы написать тебе, моя дорогая. Как поживаешь? Так же часто думаешь обо мне, как я о тебе? Каждую минуту я смотрю на твой портрет и плачу от счастья и печали. Береги себя ради меня и будь здорова, любимая! Прощай, целую тебя нежно-нежно миллион раз. Навеки твой, пока смерть не разлучит нас". Кто сочиняет такие письма после семи лет брака, как не любящий человек?
«СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО».
Родители Констанцы - музыкант Фридолин Вебер и Цецилия Штамм. Отец лишился службы у крупного помещика в год рождения Констанци - в 1763. Всего у Вебера было четыре дочери - Йозефа, Алозия, Констанца и Софи. Все они, за исключение Йозефы, сыграли в судьбе Моцарта определенную роль. Когда в 1778 году Моцарт знакомится с семейством Вебер, проживающем в Маннгейме, Констанца - еще подросток. Моцарт, вероятно, не обратил на нее внимание - он увлекся шестнадцатилетней Алозией, обладавшей сильным, красивым голосом. В семье Веберов пели все дочери, унаследовавшие музыкальные способности у отца. Через год семья переезжает в Мюнхен, где богатые почитатели устраивают Алозию в оперный театр певицей. Она забывает о своем поклоннике, и когда Моцарт приезжает навестить ее в Мюнхен, она дает понять, что его ухаживания неуместны. Потрясенный, Моцарт садится за фортепьяно и поет:" Я без сожаления покидаю девушку, которая меня не любит" и бросается вон из дома Веберов, как он полагает, навсегда.
После смерти главы семейства Цецилия Вебер решает перебраться в Вену, где Алозия продолжает свою музыкальную карьеру и выходит замуж. Семья едва сводит концы с концами, и фрау Вебер сдает комнаты своей большой квартиры внаем. Жильцы брались на полный пансион. В 1781 году Моцарт, разорвав все отншения с зальцбургским епископом, решает поселиться у нее. Теперь - он свободный музыкант и может сам позаботится о своем будущем. Надо отметить, что это был очень отважный шаг - в то время композиторы жили под покровительством богатых вельмож и не решались выйти из-под их деспотичной опеки.
Восемнадцатилетняя Констанца - симпатичная девушка, поет, играет на фортепьяно. Карие живые глаза шаловливо посматривают из-под темных кудрей, у нее хорошая фигура, она отлично танцует. Молодой Вольфганг проводит все свободное время с Констанцей, все больше увлекаясь ею. Фрау Вебер чувствует, что между молодыми людьми возникла симпатия, и, чтобы "сбыть с рук" дочь, она прибегает к шантажу. Под предлогом возникших сплетней, пятнающих честь юной фройляйн Вебер, Цецилия принуждает подписать Вольфганга брачное обязательство:" Настоящим я заверяю, что в течение трех лет обязуюсь жениться на девице Констанце Вебер, в противном случае я готов выплатить компенсацию в размере такой-то суммы и выплачивать 300 флоринов ежегодно в пользу фрау Вебер до конца ее жизни". Леопольд Моцарт шлет сыну отчаянные письма, умоляя не спешить с женитьбой. Сам Моцарт спокоен - все, что он желает, это жениться на девушке, которую любит. Никто не знает, что чувствовала сама девица Вебер. Но когда она узнает о происшедшем, то совершает единственно правильный шаг и рвет постыдный документ. Попавшую в двусмысленное положение девушку Моцарт устраивает компаньонкой к своему другу - баронессе фон Вальдштеттен, где она остается до свадьбы.
СЛЕЗЫ СЧАСТЬЯ.
За несколько недель до бракосочетания в 1781 году в Бургтеатре прошла премьера оперы "Похищение из сераля", где Моцарт увековечил свою любовь к невесте, назвав главную героиню ее именем. 4 августа в соборе св. Стефана состоялось бракосочетание, на котором двадцатишестилетний Моцарт обливался слезами от счастья.
Когда на следующий день один из друзей Моцарта навестил молодоженов в самое неподходящее время - рано утром, какую идиллическую картину он застал! Молодая жена , еще с брачным венком в волосах, очаровательно краснея, поднимается с кровати. Босиком бежит она на кухню, откуда доносится жужжание кофемолки и ароматный запах кофе. Совместный завтрак, шутки, песни, смех. Так теперь и будет в доме Моцарта - сколько и когда в нем едят, спят, играют - не имеет никакого значения. Констанца принадлежала к тому типу женщин, которые полностью перенимают стиль и образ жизни супруга. Она стала "душечкой" - полной копией своего мужа. И за это до сих пор раздаются попреки в ее адрес со стороны многих искусствоведов - "безалаберная", "легкомысленная", "нехозяйственная"... Никто не упоминает, что когда Констанца вторично вышла замуж за дипломата Ниссена, то она была образцом домовитости и экономности.
РАЗВЕ ОН ГЕНИЙ?
Знала ли Констанца в то время , что она жила с гением? Вряд ли. Музыка Моцарта далеко опередила вкусы того времени, и сам Моцарт под конец жизни не представлял себе, насколько он был неинтересен Вене. Ее жизнь с Вольфгангом - это будни, болезни, борьба с трудностями, заботы о муже и детях, зависимость от благодетелей . Она мечтает наладить отношения с отцом и сестрой Моцарта и отправляет им самые почтительные письма. "Не будете ли Вы гневаться на меня, если я осмелюсь, не зная Вас лично, но выше всего ценю и почитаю, просить Вас о дружбе", так пишет Констанца сестре Моцарта Наннерль. Спустя несколько недель после рождения сына, оставив его на попечение Цецилии Вебер, молодые супруги едут Зальцбург.Чтобы ублажить свекра, Констанца поет одну из партий в мессе С moll в соборе. Они наносят визиты вежливости, но сближения с родными Вольфганга не происходит. В Вене их ожидает страшное известие - младенец умер и уже похоронен. Можно представить себе горе молодой супружеской пары. За девять лет замужества Констанца перенесла шесть беременностей и родов. Выжили только два сына. Для женщины - это тяжелое испытание.
И ХОРОШО, И ПЛОХО.
Семья Моцарта знала и хорошие, и плохие времена. Об этом свидетельствуют частые переезды Моцарта из центра города на окраину и назад - Випплингерштрассе, Кольмаркт, Траттнерхоф, Юденплатц, Шулерштрассе.... Богатые гонорары быстро тратились на угощения, наряды, безделушки. Моцарт ездил с концертами, ставил оперы в Праге, Берлине. Отовсюду он присылал нежные письма: "Дорогая женушка! Не печалься. У тебя есть муж, который тебя любит, который делает все, что в его силах." Наступало безденежье. Начиная с 1788 года Моцарт оказывается не в состоянии содержать семью. Семья закладывала фамильное серебро в ломбард, а когда не находилось денег для покупки дров, они танцевали, чтобы согреться. Моцарт писал отчаянные письма своим друзьям и покровителям с просьбой о финансовой помощи.
Но он был очень счастлив. Уходя рано утром, он оставлял для Констанци маленькие записочки на подушке:"Доброе утро, любимая женушка. Я желаю тебе, чтобы ты хорошо выспалась, чтобы у тебя ничего не болело, чтобы ты была весела, чтобы ты не простудилась, со служанками не поругалась, не споткнулась о порог комнаты. Храни наш семейный очаг, пока я не вернусь. Пусть с тобой все будет хорошо. Я приду в 10 часов". Так пишет только счастливый супруг.
Сестра Констанци Софи вспоминает следующий случай: Констанца тяжело болела. Софи дежурила у ее постели. Вольфганг сидел рядом и что-то сочинял. В комнату вошла прислуга. Так как больной был предписан абсолютный покой, Моцарт резко развернулся, чтобы подать знак к молчанию. Нож для очинки перьев при этом выпал из партитуры и впился в ему в бедро почти по самую рукоятку. Обычно чувствительный к любой боли, обливаясь кровью, не проронив ни звука, Моцарт встал и вышел в другую комнату, где ему сделали перевязку. Конечно, это доказывает любовь композитора к своей жене. Он даже переложил стоны, издаваемые тяжелобольной Констанцей , в скрипичный квартет KV 421...После болезни Констанца несколько раз ездила на лечение в Баден и всегда получала ласковые, ободряющие письма: " Теперь нет большего удовольствия узнать, что у тебя все в порядке и ты весела. Когда я уверен, что с тобой все хорошо, моя работа становится приятна, и фатальное, запутанное положение, в котором я нахожусь, кажется пустяковым. Только бы была здорова. Люби меня вечно, как я люблю тебя, и будь моей навеки, как я навеки твой" Констанце посвящены многие музыкальные произведния Моцарта. Например, "Терцет с лентой" - Bandl-Terzet , KV 441" возник благодаря одной забавной истроии. Друг Моцарта Паумгартнер зашел за Констацей, чтобы пригласить ее на прогулку. Констанца собралась, но никак не могла найти новой, подаренной Моцартом ленты. Тогда она крикнула: " Супруг мой, я хочу спросить тебя, где же ленточка моя?" Неожиданная рифма так рассмешила всех, что они долго повторяли ее на все лады. Лента нашась. Тогда Паумгартнер схватил ее и поднял высоко над головой, а невысокие ростом Вольфганг и Констанца прыгали вокруг него, пытаясь ее достать. Так родился этот терцет на три голоса для сопрано, баса и тенора.
НИКТО НЕ ВЛАСТЕН НАД СУДЬБОЙ.
Констанца знала почти все произведения Моцарта наизусть. Она была первой слушательницей, первая пропевала дома все женские партии под аккомпонимент мужа. Особенно любил он в ее исполнении арию из оперы "Идоменео" и часто просил ее спеть. Она являлась прототипом Папагены в опере "Волшебная флейта" - забавной подружки получеловека-полуптицы Папагено, с которым Моцарт отождествлял себя. Когда 30 сентября 1791 года состоялась премьера этой оперы, Констанца видела, что муж болен и изнурен тяжелым трудом. Моцарт предчувствовал свою смерть: "Призрак смерти преследует меня. Я вижу его перед собой постоянно. Он зовет меня за собой... Смерть не за горами. Я кончаю счеты с жизнью, не успев насладиться своим талантом. И все же жизнь была прекрасна, карьера моя начиналась при столь благоприятных обстоятельствах. Но никто не властен над судьбой, никто не ведает, сколько времени ему отпущено..."
5 декабря 1791 года в 4 часа утра его не стало...По свидетельствам многих очевидцев Констанца в состоянии полной невменяемости бросилась на постель умершего мужа, желая заразиться и умереть вместе с ним.
После смерти мужа Констанца Моцарт, оставшись с двумя маленькими детьми на руках, с долгами, описанным имуществом, обращается к императору с просьбой о помощи: " Ваше Величество", сказала она на аудиенции " каждый человек имеет врагов. Но никого еще так жестоко не очерняли и не преследовали, как моего супруга, несмотря на его великий талант! Конечно, Вам, Ваше Величество,недоброжелатели осмелились сказать неправду и увеличить его долг в десять раз. В последние годы у нас не было доходов - из-за моих длительных болезней и рождения ребенка. Я умоляю Вас списать нам долги". Она хлопочет о пенсии, в которой ей отказывают. Констанца много ездит, устраивает концерты произведний Моцарта. Вместе с сестрой Алозией она поет сама оперные партии. Маленький сын Моцарта по примеру гениального отца музицирует в возрасте шести лет на фортепьяно. По всей Европе Констанца пропогандирует музыку своего мужа. Но материально дела обстоят все хуже и хуже. Как и мать, Констанца начинает сдавать комнаты жильцам. Мальчиков отдает друзьям в Праге - Карл воспитывался в семье Франтишека Нимечека, Франц Ксавер - у Душеков. Констанце всего двадцать восемь лет.
ПЕРВЫЕ МЕМУАРЫ.
Одним из первых квартирантов оказался дипломат Георг Ниссен, секретарь датского посольства в Вене. В 1809 году они поженились, и десять лет Констанца жила в Копенгагене. В то время стали открывать гениальность музыки Моцарта. Ниссен, музыкально одаренный человек, любил подчеркивать, что его жена прежде была замужем за Моцартом. Последние годы он посвятил созданию биографии композитора. Став вторично вдовой, Констанца переезжает вместе с сестрой Софи в Зальцбург, где проживает ее золовка Наннерль - сестра Моцарта. Так и не примирившись, обе пожилые дамы жили в одном городе, не встречаясь, и не желая знать ничего друг о друге. Почитание Моцарта набирает силу. Пожилая Констанца сполна насладилась отсветом славы своего великого мужа. Ее посещают любители музыки Моцарта, она с удовольствием делится своим воспоминаниями, слегка отшлифованными временем. Сохранились детальные описания ее внешности, манер, жестов, речи на беглом французском. " Ее лицо потеряло сходство с известным портретом, но когда она улыбается - выражение ее лица очень приятно. Она худощава и выглядит моложе своих лет. Когда мы прогуливались с ней по городу," вспоминают почитатели творчества композтора, супруги Новелло, авторы дневника "Странствия в поисках Моцарта", "мы видели, какое почтение испытывают к ней жители Зальцбурга, хотя она редко покидает свой дом. Мадам сообщила нам, что она не может слышать исполнение "Реквиема" и "Идоменео" - так они ее расстраивают . Услышав недавно "Дон Жуана", она не могла успокоиться две недели. "
За год до смерти, в 1841 году , в возрасте семидесяти восьми лет Констанца переезжает в квартиру на площади, носящей сегодня имя Моцарта. Из окна она видела, как идет подготовка к сооружению памятнику композитору. Констанца умерла в уверенности - она была замужем за гением
А БЫЛА ЛИ ЛЮБОВЬ?
Никогда не откроются причины, почему Констанца не присутствовала на отпевании и погребении своего мужа, почему она посетила место его захоронения только спустя 17 лет.
Любила ли Констанца Вольфганга Моцарта? На этот вопрос можно ответить однозначно - да, любила, но по-своему. Если в любви есть ведущий и ведомый, то без сомнения ведомым, был Моцарт. Его чувства были ярче, сильнее, острее. Внутренний мир Моцарта был полон страсти, меланхолии, трагичными размышлениями о смерти. Практически все его зрелые произведения несмотря на внешнюю беззаботность окрашены в тона скорби. Единственное, чего он искал в жизни - радости. В шутках, доходящих до непристойности, дружеских пирушках, в забавах с детьми и собаками, ребячливых проделках, флирте. И больше, чем кто либо, эту радость ему подарила любимая женушка, Констанца Вебер-Моцарт- Ниссен.